Здравствуйте ! У ребенка 17 лет два врожденных порока сердца(частичный аномальный дренаж легочных вен плюс дефект межпредсердной перегородки и плюс легочная гипертензия),инвалидности не имеет, от армии освобожден,обучается в школе на общих основаниях, имеет освобождение по физкультуре, стоит вопрос об операции, но врачи дали время для наблюдения динамики. Предстоит сдача ЕГЭ.Есть ли варианты упростить человеку сдачу ЕГЭ и поступления в достойный ВУЗ? Подскажите пожалуйста.С Уважением Анна.
-
Лада КолковскаяЮрист
Данный вопрос регулируется приказом Минобрнауки России от 11 октября 2011 года № 2451 « Об утверждении порядка проведения ЕГЭ» и Методическими рекомендациями по организации и проведению единого государственного экзамена (ЕГЭ) для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Возможность проведение ЕГЭ на дому в законодательстве отсутствует, однако существуют определенные правила сдачи ЕГЭ лицами с ОВЗ.Выпускники с ограниченными возможностями здоровья могут проходить итоговую аттестацию в форме ЕГЭ или традиционного экзамена, написав соответствующее заявление. При этом допускается сочетание разных форм аттестации. Условия организации и проведения ЕГЭ для выпускников с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья (далее — индивидуальные особенности) выпускников и требований указанного Порядка. В каждом из субъектов Российской Федерации имеется орган исполнительной власти, осуществляющий управление в сфере образования (министерство, департамент, главное управление и т.п.) в границах соответствующего региона.В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления. Отдельные вопросы управления находятся в компетенции и сфере ответственности образовательного учреждения.В приказе Минобрнауки сказано, что при проведении экзамена присутствуют ассистенты, оказывающие участникам ЕГЭ с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей, помогающие участникам ЕГЭ с ограниченными возможностями здоровья занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание.Во время проведения экзамена для участников ЕГЭ с ограниченными возможностями здоровья в аудиториях могут быть организованы питание и перерывы для проведения необходимых медико-профилактических процедур.В методических рекомендациях говориться, что пункты проведения экзаменов (далее — ППЭ) для лиц с ОВЗ могут быть организованы на базе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений (далее — СКОУ) или на базе общеобразовательных учреждений, в которых может быть назначена специализированная аудитория (аудитории) (далее — ОУ). В специализированной аудитории могут находится участники ЕГЭ с различными заболеваниями.Пункт проведения ЕГЭ для участников ЕГЭ с ОВЗ должен быть оборудован с учетом их индивидуальных особенностей. Материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа участников ЕГЭ с ОВЗ в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, широких проходов внутри помещения между предметами мебели и свободного подхода на инвалидной коляске к рабочему месту; наличие специальных кресел и других приспособлений; при отсутствии лифтов аудитория для участников ЕГЭ с нарушением функций опорно-двигательного аппарата должна располагаться на первом этаже).Во время экзамена в ППЭ могут находится ассистенты, оказывающие участникам ЕГЭ с ОВЗ необходимую помощь с учетом их индивидуальных особенностей: • содействие в перемещении;• оказание помощи в фиксации положения тела, ручки в кисти руки;• вызов медперсонала;• оказание неотложной медицинской помощи;• помощь в общении с сотрудниками ППЭ (сурдоперевод — для глухих).Ассистентом может быть назначен штатный сотрудник ОУ, в том числе СКОУ. Для сопровождения участников ЕГЭ с ОВЗ запрещается назначать учителя-предметника по предмету, по которому проводится ЕГЭ в данный день. Списки ассистентов утверждаются ГЭК.В аудитории должны быть предусмотрены места для ассистентов.В Приложении 8 указанных рекомендаций разъяснены требования к продолжительности экзамена, рабочему месту и ассистенту. — Продолжительность экзамена увеличивается на 1 час 30 минут- Рабочее место: отдельные аудитории в пункте проведения экзамена (далее ППЭ) должны находится на 1 этажах. Количество обучающихся в одной аудитории — не более 6 человек. В ППЭ — пандусы и поручни, в помещении — специальные кресла, медицинские лежаки — для детей, которые не могут долго сидеть. В туалетных помещениях также предусмотреть расширенные дверные проемы и поручни- Ассистент — ассистент, который может оказать помощь в фиксации положения в кресле, укрепить и поправить протезы и т.п.На официальном информационном портале ЕГЭ написано следующее: на экзамене обязан присутствовать ассистент, оказывающий поступающим необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (он может помочь занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку, общаться с экзаменатором). ege.edu.ru/participant Списки ассистентов утверждаются ГЭК.(Государственная экзаменационная комиссия (ГЭК) создаётся в каждом субъекте Российской Федерации. В состав ГЭК входят представители органов государственной власти региона, органов местного самоуправления, школ, колледжей и вузов, расположенных на территории субъекта России, их объединений, а также иных организаций). Персональный состав ГЭК утверждается Рособрнадзором. ГЭК организует, координирует и контролирует работу по подготовке и проведению ЕГЭ на территории субъекта, утверждает на своем заседании результаты проведения ЕГЭ, а также принимает решения об их отмене.Из этого делаем вывод, что прямого запрета на то, чтобы Вы были ассистентом на ЕГЭ нет. Запрещается быть ассистентом только учителю-предметнику по предмету, по которому проводится ЕГЭ в данный день. В законодательстве нет прямо ответа на вопрос сможете ли Вы под диктовку заполнять бланки ЕГЭ, но если исходить из того, что ассистент оказывает необходимую помощь с учетом индивидуальных особенностей участникам ЕГЭ с ОВЗ, то ГЭК может утвердить Вас с качестве ассистента и позволить Вам под диктовку заполнять бланки ЕГЭ.